i_mar_a (i_mar_a) wrote,
i_mar_a
i_mar_a

Categories:

Пещеры Придонья: Дивногорский Успенский монастырь

Оригинал взят у muph в Пещеры Придонья: Дивногорский Успенский монастырь



Местечко Дивногорье не в первый раз упоминается в моем блоге. Однако, в основном, в контексте описания района Больших Див, а вот Малые Дивы сегодня я покажу впервые. Ссылки на предыдущие фоторепортажи, как обычно, внизу поста.

Дело было зимой. В летний период в этих краях слишком много туристов и паломников. Во всяком случае для моего понимания комфорта. В общем, в компании с Жекой, по согласованию с администрацией музея-заповедника "Дивногорье", я приехал и снял виртуальный тур по церкви Сицилийской иконы Божией Матери. В процессе съемки завязалась душевная беседа с охранником музейного комплекса Николаем Степановичем. Я поинтересовался, а нельзя ли как-то устроить съёмку и в монастырских пещерах в Малых Дивах? Николай Степанович кому-то позвонил, а потом сообщил, что для этого нужно получить благословение самого настоятеля монастыря. Через 15 минут начинается вечерняя служба и мы можем попытаться успеть перед её началом перехватить отца Максима и попытаться получить разрешение и ключ от пещерного храма.


02. Времени до начала службы оставалось мало и Николай Степанович решил показать нам кратчайший путь до монастыря по грунтовым дорогам. Сел в свою "классику" и погнал так, что я еле успевал притапливать за ним. Доехав до максимально возможной для проезда на автомобиле точки, он попрощался с нами и сказал: "Я поехал обратно, а вам туда, вниз". Мы поблагодарили и пошли. Ну, как сказать пошли... Заскользили или типа того. Было бы снега побольше, можно было бы спуститься на пятой точке.



03. Постепенно выбрались на тропинку.
Время до начала службы оставалось впритык, поэтому мы почти бежали, щёлкая мимолётные кадры.



04. Вот она наша цель - пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Службы в ней не проводятся, поэтому пока пробегаем мимо дальше - к каменной соборной церкви Успения Божией Матери.



05. Архивное дореволюционное фото, снятое примерно с той же точки.



06. Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз - каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой - в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщает: "Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно,- толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проделаны в куполе, по образцу древних церквей."



07. Но пророча храму долгое существование, автор ошибся. После революции, в 1918 году, как это тогда было принято, началось глобальное разорение монастыря. Газеты описывали это событие так: "Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей". В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в Дону. Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), рассказывали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря утопили в Тихой Сосне (впадает в Дон неподалёку). Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери. Жечь "религиозный хлам" решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Что интересно, большевики всё же понимали красоту и необычность этого места и Дивногорская обитель не стала руинами или складом, как многие монастыри и церкви - чуть позже здесь разместили дом отдыха, а потом противотуберкулёзный санаторий.



08. Над входом в бывший монастырский двор висит портрет Максима Горького и написано: "Человек у нас имеет право на ученье, на отдых и на труд". Справа от входа другой эпический лозунг: "Нас вырастил Сталин - на верность народа, на труд и на подвиг нас вдохновил!"



09. На фото, датируемом апрелем 1941 года, видно, что купол к этому времени был еще цел. Однако, в 1950-годы Успенский собор приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: "Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку".



10. Таким образом, историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря РПЦ на восстановление соборного храма ушло несколько лет. Внутрь мы заходили, но не фотографировали, а на флешке нашелся лишь невнятный случайный кадр, сделанный в притворе, где мы ожидали настоятеля. Однако и он даёт представление о том, что по сути это уже не восстановленный храм, а типичный новодел. По крайне мере в том, что касается внутреннего убранства. Впрочем, конечно же, это лучше чем ничего, хотя адекватности реставрационных работ, проводимых здесь, начиная с 1992 года, я еще неоднократно коснусь ниже.



11. А сейчас, после разговора с отцом Максимом, вместе с сопровождающим нас послушником (или бельцом?) по имени Александр, мы отправляемся ко входу в пещерную церковь Рождества Ионна Предтечи. А раз уж мы уже немного углубились в исторические дебри, пока Александр пытается открыть замёрзший замок, я вкратце расскажу вам историю этой церкви. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. Чуть ли не в первые века христианства. В основном, эти гипотезы строятся на некоторых архитектурных особенностях пещер. Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: "Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною". В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили первые пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.



12. В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца, которая позже сгорела и была заменена Успенским храмом. Далее, что касается наземных церквей монастыря, следует вернуться к описанию фото 06. Итак, 1653 год принято считать официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы.



13. В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: "Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянную стеною, воздвигнутой для защиты от татар". В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.



14. Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице - адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: "Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши". Говорят, что Пётр Первый стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами.



15. А по Дону шли к Азову русские корабли. Сейчас здесь довольно мелко, предупреждающих знаков почти не осталось, и отдельные баржи здесь могут провести только те бывалые капитаны речного флота, кто проработал здесь всю жизнь и знает фарватер не понаслышке.



16. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 году Дивногорский монастырь подлежал упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Однако в 1786 году Дивногорский монастырь был всё же закрыт, а его братия переведена в другие обители. В 1828 году последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Дело в том, что Коротоякский монастырь, находящийся неподалёку, каждый год затапливало половодьем с Дона и монастырь нёс крупные убытки и разрушения. В итоге, после сорокалетнего запустения обитель вновь восстанавливается, начинается бурная строительная деятельность, в результате которой и был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Между тем, в ходе ликвидации монастыря в 1786 году исчезла икона Божьей Матери, которую якобы принесли с собой Ксенофонт и Иоасаф. Местное духовенство "вспомнило" о пропаже только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.



17. В основании же Дивы, а которой была обнаружена икона, нашли вход в пещеру, где позже была открыта ещё одна пещерная церковь, освящённую позже, естественно, в честь Сицилийской иконы Божьей Матери. С иконы же было сделано несколько списков. Один из них дошел до наших дней и сейчас является экспонатом храма в Больших Дивах. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Всё это, повторюсь, можно увидеть, посмотрев мой виртуальный тур.



18. К слову сказать, меловых останцов (див), когда-то было больше. Часть из них была уничтожена про строительстве железной дороги ещё в 19-м веке, а при расширении колеи в середине 20-го процесс был продолжен.



19.Современный вид примерно с той же точки.



20. Надо заметить, что отдыхающий в доме отдыха "Дивногорье" пролетариат Дивы любил.



21. Таких групповых фото сейчас уже не делают. Обратите внимание на позирующих в пустом оконном проёме девушек и представьте, сколько автографов было оставлено отдыхающими на стенах пещерного храма.



22. Но давайте уже, наконец, войдем внутрь и осмотримся. Мы видим следы явной реставрации и первое что бросается в глаза - стены и колоны в храме не меловые, а чем-то оштукатурены.



23. Давайте разбираться. Генплан музеефикации и функционального использования территории музея-заповедника "Дивногорье" 1991 года предусматривал несколько вариантов использования комплекса в Малых Дивах при условии обязательного вывода санатория из помещений бывшего монастыря. Существовавшая в то время турбаза "Шатрище" должна была быть включена в сферу инфраструктуры музея-заповедника для размещения целевых туристов, прибывающих на несколько дней. Естественно, архитектурные объекты предполагалось отреставрировать и музеефицировать, причем в планы музеефикации включались не только церкви в Больших и Малых Дивах, но также пещера "Ухо" неподалёку. К каждой из них должны были провести лестницы, оборудовать храмы освещением и благоустроить площадки перед входом. Но далеко не всем этим планам было суждено осуществиться. В 1992-1993 гг. специалистами Эстонского филиала института горного дела им. А.А. Скочинского по приглашению музея были сделаны опоры для восстановления двух утраченных восточных колонн пещерного храма во имя Рождества Иоанна Предтечи.



24. В 1996 году галерею расчистили от завалов, а в 1998-ом была проведена реставрация алтарной части, включая проход в него через южный вход. В ответ на обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 года комплекс Дивногорского монастыря был передан Воронежской епархии, а 25 декабря того же года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.



25. Если вы внимательно смотрели на предыдущее фото, то наверняка увидели несколько круглых отверстий на стенах и потолке пещеры. Это анкера, установленные эстонскими специалистами для закрепления неустойчивых меловых блоков.



26. Такая же установка железобетонных анкеров с заделкой шайбы, хвостовика и гайки в специально выбуренные ниши была произведена ранее и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божьей Матери (еще раз отсылаю всех к просмотру виртуального утра). Чаще всего использовались анкера длиной 1,35 и 2,25 м. Только в узких ходах, где установка более длинных анкеров невозможна их длина составила 0,9 м.



27. Для заделки отверстий под анкера и ликвидации настенных надписей необходимо было разработать состав раствора и технологию его применения. В результате лабораторных исследований были исследованы 9 различных по составу растворов, в которые в различных пропорциях и соотношениях входили шпаклевка, цельное или снятое молоко, раствор обойного клея, мел, известь, песок, вода. Самыми прочными по сцеплению и соответствующими по цвету оказались составы, состоящие лишь из воды, гашеной извести, приготовленной из меловых отложений Дивногорья, и мела. И если в Больших Дивах мы сейчас наблюдаем гладкие белоснежные стены и потолок, то к большому сожалению, анкера и автографы посетителей на стенах церкви Рождества Иоанна Предтечи остались не заделаны.



28. В общем, в 2002 году пещерный храм в Малых Дивах все ещё находился в аварийном состоянии. Это касалось и интерьера, и кладки фасада храма, и входа, и скального массива над ними. Состояние интерьеров после проведенных противоаварийных мероприятий, связанных с укреплением ветхих участков массива анкерами, было стабильным. В центральной части храма была полностью утрачена северная пара столбов, а сохранившиеся южные столбы имели значительные утраты своего объема (фото 22). Отмеченные на обмерах 1992 года участки сводов, имитирующие крестовые своды в 2002 году уже практически не читались. Убранство и декорированная отделка помещения церкви были полностью утрачены.



29. Реставрационные работы проводились в 2002-2005 годах ЗАО "СП ВИПЛАСТ" под руководством главного инженера Г.А. Голышева и прораба А.Б. Шмелькина. Ясно, что отреставрированные и восстановленные внутри церкви колонны имеют в плане отклонения в размерах от проектных. По согласованию с заказчиком (РПЦ) была изменена и форма царских ворот и входов в боковые помещения (Обмерные чертежи, 2005).



30. В настоящее время, как снаружи, так и внутри, храм находится в неудовлетворительном состоянии. Комплекс реставрационных работ был выполнен без учета специфики мела. В связи с этим сегодня внутренний интерьер пещерного храма предстает перед посетителями в достаточно печальном виде. Наращенные и оштукатуренные колонны трескаются и осыпаются. Выложенная по инициативе настоятеля монастыря на меловой пол плитка выглядит инородно. Проведённые работы изменили характер интерьера, его объём, освещенность и циркуляцию воздуха.



31. Если обратили внимание на оконце, затянутое полиэтиленом на предыдущем фото клироса, то вот оно же с обратной стороны.



32. Для большего понимания устройства пещерной церкви прилагаю план-схему.
На ней хорошо видно, что раньше проход на правый клирос (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) был открытым.



33. Это что касается уже проделанных реставрационных работ.
В настоящее время монашеская братия занимается алтарём и понемногу расчищает завалы в галереях.



34. При этом сотрудники музея-заповедника всерьез озабочены такой инициативностью монахов. В прошлом году они самостоятельно установили маковку на одну из див и специалисты-геологи этим фактом были крайне недовольны из соображений безопасности.



35. При проведении реставрационных работ необходимо учитывать ошибки прошлого. По рекомендациям А.А. Гунько категорически не следует тампонировать все тектонические трещины, вскрытые галереями. Полный тампонаж приведет к нарушениям циркуляции воздуха в дальней части системы. Ряд трещин можно будет тампонировать только после проведения цикла микроклиматических исследований. Необходимо сохранить коренные архитектурные элементы в часовне и на стыковых участках галереи, ограничившись лишь очисткой от копоти. Одним из необходимых условий дальнейшего исследования храма является расчистка наклонной галереи "храм - трапезная" (на фото ниже слева). Возможно, там будут открыты неизвестные помещения.



36. Немного добавлю про устройство церкви. Вокруг храма (см. схему выше) вырублена галерея, которая начинается из южной стены в притворе и выходит в середину северного нефа. Ход состоит из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела, а в двух местах образуют шести и четырехгранную часовни. На фотографии потолок одной из них.



37. За алтарной частью расположена лестница, названная монахами "Голгофой".



38. Из галереи также можно попасть в просторное помещение, в котором читаются остатки дымохода. В него также ведет отдельный вход. Сегодня в ходу есть несколько мест пересечения трещин, в которых некоторые крупные блоки заклинены мелкими обломками мела. Для предотвращения обрушения их необходимо подпереть вертикальными стойками.



39. На этом рассказ о истории и современном состоянии пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи можно считать законченным. Но раз уж сегодня было много сказано о этапах реставрации, добавлю немного интересных и малоизвестных широкой общественности фактов о начальных этапах восстановительных работ и в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах (принадлежит музею-заповеднику). Данный храм был обезображен не столько временем, сколько человеком. Многочисленные неорганизованные посетители нанесли различные настенные надписи режущими инструментами. Интересно, что лишь несколько лет отделяет начало реставрационных работ от самого серьезного разрушения. В 1983 году двое семнадцатилетних отморозков из Острогожска подрубили опорную колонну фасада, в результате чего произошло его обрушение. Один из молодых людей погиб, а уникальный памятник утерял свой изначальный вид. А в июне-августе 1987 года группой спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова была установлена опора – металлическая ремонтина из двутаврового профиля № 34 для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом.



40. Именно спелеологами велись опасные работы на высоте. С.В. Никольский изготавливал металлические конструкции, О. Ичаловский занимался газосваркой. Так же здесь работали студенты из Липецка и Воронежа и школьники из Харькова и Орла. Значимую помощь оказал воронежский клуб "Турист". Помощь продуктами и стройматериалами оказывал колхоз "Дивногорье". Поскольку, как отмечалось выше, обрушилась правая часть фасада церкви и над входом образовался уступ в виде нависающего скального карниза, для создания надежной опоры под нависающей частью было необходимо восстановить боковую стену у центрального входа. Высота возводимой из специально вырезанных меловых блоков стены получилась 7,7 метра. С помощью таких же блоков нарастили объем колонн внутри храма. Далее, как описано выше, неустойчивые части мелового массива были закреплены анкерами, а их хвостовики с шайбой тщательно заделаны специальным раствором. Завершали реставрацию с 1993 по 1995 годы воронежские специалисты из ООО "Реставратор". В 2011 году международным проектом Cave Lighting был разработан и воплощен проект его художественного освещения и сопровождения экскурсий церковной музыкой. Об этом я подробно писал здесь. Таким образом, благодаря усилиям музея-заповедника "Дивногорье" пещерный комплекс в Больших Дивах сегодня является одним из наиболее популярных туристических и паломнических объектов Воронежской области. Если кто еще не был, настоятельно рекомендую.


По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.
Фотографиии: Андрей Кирнов, архив музея-заповедника "Дивногорье", личный архив С. Никольского, краеведческий раздел Большого Воронежского форума (bvf.ru)


Ещё про Дивногорье и окрестности:

Виртуальный турПоловодье в ДивногорьеПещера УхоШатрищеПещера Каземат

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.




Tags: пещерный монастырь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments